четверг, 29 апреля 2021 г.

Таблица умножения – как её учить?

Один из важнейших математических навыков, который мы получаем в младшей школе – умение умножать и знание таблицы умножения.

В старших классах, в университете и даже в быту мы множим очень и очень часто. Покупки в магазинах, расчёт стоимости коммунальных услуг, планирование своих доходов, учёт времени – везде нужно уметь умножать.

В этой статье расскажу, как можно учить или повторять таблицу умножения таким образом, чтобы запоминать меньше, но помнить больше.

 Vimeo / Rutube / Яндекс Дзен

Таблица умножения состоит из 100 элементов (10 столбцов по 10 уравнений в каждом). 

Таблица умножения

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox 

Для умножения на 1, 10 и 9 есть простые правила, дающие возможность не запоминать. В остальных элементах тоже есть некоторая симметрия - которая даёт возможность учить меньше.

Разделил таблицу умножения на блоки для поэтапного изучения.

 

Первый блок – умножение на 1 и на 10

При умножении числа на 1, получаем то же число:

4 x 1 = 48 x 1 = 8

Результат умножения числа на 10 – то же число с дописанным к нему в конце нулём:

3 x 10 = 30;  9 x 10 = 90

Таблица умножения - Блок 1


PDF: Мега / Я.Диск / dropbox   

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

В каждом блоке количество уравнений, которые придётся выучить, сокращается за счёт того, что от перестановки множителей результат (произведение) не меняется:

3 x 4 = 12   и  4 x 3 = 12;

5 x 6 = 30   и  6 x 5 = 30.


Второй блок – умножение на 9

При умножении на 9, также, как и при умножении других чисел, работает правило о перестановке множителей:

7 x 9 = 9 x 7= 63

Кроме этого, вместо того, чтобы запоминать все значения таблицы умножения на 9, можно запомнить правило, и действовать по нему.

Работает правило для умножения на девятку так:

3 x 9 = 30 - 3 = 27  ;  6 x 9 = 60 - 6 = 54 

Таблица умножения - Блок 2


PDF: Мега / Я.Диск / dropbox 

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

Блоки 1–2:

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

 

Третий блок

Таблица умножения - Блок 3

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox 

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

Блоки 1–3:

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

 

Четвёртый блок

Таблица умножения - Блок 4

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

Блоки 1–4:

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

 

Пятый блок

Таблица умножения - Блок 5

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

Блоки 1–5:

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

 

Шестой блок

Таблица умножения - Блок 6

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

Блоки 1–6:

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox 

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

 

Седьмой блок

Таблица умножения - Блок 7

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

Блоки 1–7:

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

 

Восьмой и девятый блоки

Таблица умножения - Блоки 8 и 9

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

Блоки 1–9:

PDF: Мега / Я.Диск / dropbox

JPG: Мега / Я.Диск / dropbox

 

Каждый из блоков и всю таблицу целиком вы можете распечатать, скачав их в формате pdf или jpeg по ссылкам, которые привёл выше.

Распечатанная таблица умножения

 

Итак, что в итоге? Если учить по такой схеме - уравнения с блоков 1 и 2 можно не учить, достаточно запомнить правила по этим блокам.

Что у нас по количеству уравнений? Третий блок - 7 штук, четвёртый блок - 6 штук, пятый блок - 5 штук, 6 блок - 4 штуки, 7 блок - 3 штуки, 8 и 9 блоки - 3 штуки. Всего 28 уравнений из 100, которые нужно выучить.


Также, для вашего удобства, добавляю ссылки на папки с блоками таблицы умножения в форматах jpeg и pdf, возможно, кому-то будет удобнее забирать эти материалы прямо оттуда:


В видео использована композиция "Folk Bed" от Jason Shaw и audionautix.com, размещённая автором под лицензией Creative Commons Attribution 4.0, благодарим за качественный звук!

Таблица умножения - слайдшоу


Также вы можете прочитать эту статью здесь:

 Спасибо за внимание!

Комментариев нет:

Отправить комментарий